Статьи в разделе «Обзоры»

ФЕНОМЕН НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ ПРИ СОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ - Сирота Н.А., Фетисов Б.А.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Сирота Наталья Александровна – доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой клинической психологии. SPIN: 7690-9160. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2736-9986. E-mail: sirotan@mail.ru

Фетисов Бронислав Александрович – аспирант кафедры клинической психологии. SPIN: 4452-7744. ORCID: https://orcid.org/0009-0007-9099-5724. E-mail: lortic@mail.ru

 

Аннотация. Неопределенность нередко воспринимается как негативный или вызывающий тревогу и формирующий состояние стресса феномен. Тем не менее, сама неопределенность отражает нейтральное когнитивное состояние и не является ни желаемой, ни пугающей до тех пор, пока не будут определены ее последствия. Оценка ситуации задает вектор эмоционального отношения к событию, рассматривая его как положительное или отрицательное, связанное с возможностью или угрозой. Неопределенность, вызванная неоднозначной, противоречивой информацией с неясными, недостаточными для прогноза данными во время соматического заболевания усиливает дистресс пациентов и негативным образом влияет на качество их жизни. В то же время, при отрицательной динамике заболевания, пациенты могут поддерживать определенный уровень неопределенности, чтобы сохранять имеющееся эмоциональное благополучие.

В статье рассматриваются условия, которые способствуют возникновению неопределенности, факторы, влияющие на проявление данного феномена, а также механизмы оценки и копинг-стратегии, участвующие в процессе адаптации пациентов к новым условиям функционирования. Оценка пациентами событий в условиях неопределенности влияет на формирование их внутренней картины болезни, эмоциональное состояние, психосоциальную адаптацию и приверженность лечению. Среди прогностических факторов несоблюдения приверженности выделяют области, связанные с пациентом, лечением, взаимодействием пациента и врача, системой здравоохранения, которые в той или иной степени имеют различные аспекты неопределенности.

Приведенные результаты международных прикладных исследований подтверждают влияние неопределенности на эмоциональное состояние и психическое благополучие, выраженность дистресса, проявление тревоги и депрессии, использование различных копинг-стратегий, качество жизни пациентов с заболеваниями различных нозологий, что позволяет сделать предположение об обязательном проявлении данного феномена в той или иной форме во время болезни. Следовательно, важно уделять внимание данному феномену, исследовать его и учитывать в процессе оказания пациентам психологической помощи в совладании с заболеванием и лечением.

Ключевые слова: неопределенность; дистресс; оценка информации о болезни; копинг-стратегии; адаптация к неопределенности


ОБЗОР ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ СЕМЕЙНОЙ МОДЕЛИ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ - Проничева М.М.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Проничева Мария Михайловна – кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории психогигиены и психопрофилактики. E-mail: mariya_pronichev@mail.ru. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7468-9221

 

Аннотация. В статье представлен обзор зарубежных исследований семейной модели здоровья и болезни. Подчеркивается социокультурная детерминация представлений зарубежных ученых о здоровье и болезни, подтвержденная рядом исследований, связанных с изучением культурно-обусловленных когнитивных аспектов физического и психического здоровья, роли культуры в восприятии стресса, культурно-специфических синдромов и т.д. Выделены основные векторы изучения данной проблематики: особенности восприятия здоровья и болезни в семьях; качество жизни людей с хроническими соматическими заболеваниями; семейное здоровье и профилактика. Одним из важнейших направлений зарубежных исследований является изучение взаимосвязи качества жизни и восприятия болезни. Рассмотрены взаимосвязи принятия решений об обращении за медицинской помощью и восприятия болезни. Показано, что восприятие болезни влияет на отношение к обращению за помощью и поведение в отношении здоровья, связано с общей адаптацией и отношением к обращению за профессиональной помощью. Определены роли семьи как определенной системы в контексте парадигмы семейной медицины и родителей при лечении ребенка и его дальнейшей реабилитации. Сделан акцент на изучении влияния семейной дисфункции и содержательных характеристик родительских стратегий воспитания как факторов, провоцирующих соматизацию дистресса в подростковом возрасте. Несмотря на широкий пласт исследований внутренней картины болезни и внутренней картины здоровья, отмечается дефицит работ, посвященных роли семьи и родительского воспитания в формировании внутренней картины болезни и внутренней картины здоровья в семьях с детьми с хроническими соматическими заболеваниями. Также был сделан вывод об особой важности дальнейших исследований взаимосвязи стигматизации и социализации детей с хроническими соматическими заболеваниями.

Ключевые слова: внутренняя картина болезни; внутренняя картина здоровья; семейная модель здоровья и болезни; стигматизация; социализация; качество жизни; хронические соматические заболевания; семейная дисфункция


ХОДЬБА И БЕГ В КОНТЕКСТЕ ИХ ВЛИЯНИЯ НА ЗДОРОВЬЕ МОЗГА И КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ - Третьякова В.Д.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Третьякова Вера Дмитриевна - кандидат химических наук, научный сотрудник, Научно-образовательный центр Нейрокогнитивных исследований. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1632-6817. Email: vera.d.tretyakova@gmail.com  

 

Аннотация. Малоподвижный образ можно назвать эпидемией 21 века. Существует большое количество научных исследований, доказывающих, что отсутствие физической активности может привести к серьезным сбоям в работе всех систем организма, включая нервную. Нарушение структуры и функционирования головного мозга ведет к ухудшению когнитивных функций и увеличению риска возникновения нейродегенеративных заболеваний. Умеренно высокий уровень физической активности может способствовать улучшению функционирования головного мозга и увеличению структурного и когнитивного резерва, что в дальнейшем поможет нервной системе эффективно адаптироваться к возрастным изменениям. Ходьба и бег являются одним из самых распространенных типов физических упражнений и могут присутствовать даже в жизни людей, не вовлеченных в спортивную деятельность. Показано, что даже ходьба низкой интенсивности может способствовать когнитивным улучшениям для людей любого возраста и пола. Бег умеренной интенсивности, в частности бег на выносливость, также оказывает положительное влияние на структуру и функционирование головного мозга. Основные эффекты ходьбы и бега касаются в первую очередь памяти и исполнительных функций, что справедливо как для людей, так и животных. 

Ключевые слова: мозг; когнитивные функции; здоровье; физическая активность; ходьба; бег


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ УСПЕШНОСТЬ РЕАБИЛИТАЦИИ СПОРТСМЕНОВ С ТРАВМАМИ КОНЕЧНОСТЕЙ - Маликова Л.А., Байковский Ю.В.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Маликова Любовь Андреевна – преподаватель кафедры общей и специальной психологии с курсом педагогики; аспирант кафедры психологии, философии и социологии. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5435-7385. E-mail: malikovala@yandex.ru

Байковский Юрий Викторович – доктор педагогических наук, канддат психологических наук, заведующий кафедрой психологии, философии и социологии. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4901-8386

 

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы специфики психического здоровья спортсменов в ситуации травмы, их реабилитации и возможного влияния психологических факторов на успешность протекания процесса восстановления. Анализ исследований показывает, что психологические факторы в меньшей степени учитываются в оценке успешности реабилитации спортсменов, хотя именно за счет этих факторов обеспечивается более быстрое и оптимальное возвращение к спортивной деятельности и, соответственно, адаптация спортсмена в изменившихся условиях. Большинство исследований, посвященных анализу факторов успешности реабилитации и состояния психического здоровья спортсменов после травмы конечности, анализируют эти факторы с позиции модели возвращения к соревновательной деятельности. Одной из наиболее полных моделей является модель прогнозирования повторных спортивных травм A. Christakou, N.A. Stavrou с соавторами. Среди психологических факторов выделяют страх повторной травмы, неуверенность в своих силах в ходе соревнования, повышенную сосредоточенность на ощущениях в травмированной конечности, специфику самой травмы. Кроме того, авторы отмечают такие факторы, как повышенная личностная тревожность, заниженная самооценка, высокая спортивная идентичность, кинезиофобия, которые обуславливают специфику психического здоровья спортсменов. Проведенные метааналитические исследования успешности реабилитации спортсменов показывают, что среди отрицательно действующих факторов выделяются такие как: разочарование, повышенная тревожность, страх, сниженная мотивация. Дезадаптивные копинг-стратегии также приводят к тому, что спортсмен имеет сложности в ходе восстановительного процесса и возвращения к тренировочной и спортивной деятельности. Отсутствие чувства контроля, отрицательные ожидания от взаимодействия с медицинским штабом, оценка поддержки со стороны близких и друзей как недостаточной также в меньшей степени способствуют положительной динамике реабилитации спортсмена.

Ключевые слова: психическое здоровье; спорт высших достижений; спортивная травма; реабилитация после спортивной травмы


ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ И ПРОФИЛЬ СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ МЕДИЦИНСКОЙ МИКРОБИОЛОГИИ: ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ - Евдокимова О.В., Бирюков В.В., Котелевец Е.П.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Евдокимова Ольга Валерьевна – кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой микробиологии.  ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5035-7302. E-mail: o.evdokimova@rzgmu.ru 

Бирюков Владимир Валентинович – кандидат медицинских наук, доцент кафедры микробиологии. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2704-5893. E-mail: birukovvl@rambler.ru

Котелевец Елена Петровна – ассистент кафедры микробиологии. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7972-5861. E-mail: kotelevetse@mail.ru   

 

Аннотация. В статье обсуждаются профиль и профессиональные навыки специалиста в области медицинской микробиологии. Тенденция централизации микробиологических лабораторий с целью повышения уровня финансирования, оснащенности оборудованием, увеличения спектра выполняемых исследований и стандартизации всех этапов лабораторной диагностики (преаналитической, аналитической и постаналитической) требует пересмотра квалификационных требований к медицинскому персоналу. В данном контексте авторами поднимается вопрос внедрения профессионального стандарта в области медицинской микробиологии и анализируются изменения профессиональных задач медицинского микробиолога со времени утверждения первой учебной программы по медицинской микробиологии до современного этапа развития лабораторной диагностики инфекционных заболеваний. Обсуждаются базовые компетенции, обязательные знания и навыки специалиста в области медицинской микробиологии, необходимые для осуществления трудовых функций в области высокотехнологичных методов исследования, в том числе при изучении генома возбудителей и микробных сообществ. Профиль специалиста рассматривается в контексте необходимого взаимодействия с врачами других специальностей для эффективного решения конкретных задач по антимикробной терапии и профилактике инфекционных заболеваний. При написании обзора проведен поиск источников литературы по базам данных Scopus, Web of Science, MedLine, The Cochrane Library, EMBASE, GlobalHealth, CyberLeninka, РИНЦ. Проведенное исследование показало, что профессиональные навыки медицинского микробиолога можно оценивать в комплексе с личностными характеристиками специалиста, которые в настоящее время становятся одним из факторов успешного прохождения выпускниками аттестаций в учебных заведениях высшего медицинского образования.

Ключевые слова: профессиональный стандарт; медицинский микробиолог; базовые компетенции; профессиональные навыки; трудовые функции; личностные качества медицинского микробиолога


КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ В СТРУКТУРЕ ПРОКРАСТИНАЦИИ: ОСОБЕННОСТИ И СМЕЖНЫЕ ПОНЯТИЯ - Сманов Д.А.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Сманов Дастан Абдрахманович – аспирант. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7722-3283. Е-mail: d000st@mail.ru

 

Аннотация. В статье рассматривается когнитивная природа прокрастинации, в том числе изложение основных положений и анализ смежных понятий. Большое количество психологических представлений является серьезным препятствием для выработки как общего понятия прокрастинации, так и ее когнитивной составляющей. Более того, каждый подход к определению когнитивного компонента прокрастинации предполагает использование конкретной методики его диагностики. Психологическое исследование различных подходов к когнитивной сфере прокрастинации способствует более глубокому пониманию ее природы. Понятие когнитивного компонента прокрастинации исследовано на основе различных методологических подходов в зарубежной и отечественной психологической науке. Зарубежные исследования когнитивной сферы прокрастинации, в первую очередь, направлены на установление иррациональных искажений, низкой самооценки, неспособности принимать решения (управлять целями). Отечественные психологи в трактовку понятия «когнитивный компонент прокрастинации» вкладывают такие черты, как понимание отрицательных последствий промедления, интернальность, дезадаптивные убеждения, особенности временной перспективы, рефлексия и др. На основании проведенного анализа делается вывод о том, что исследования когнитивной природы прокрастинации являются перспективными, так как обладают большим объяснительным потенциалом данного феномена.

Ключевые слова: прокрастинация, когнитивный компонент прокрастинации, иррациональные искажения, низкая самооценка, временная перспектива, когнитивная закрытость, когнитивное оценивание ситуации

 


РЕСУРСНЫЙ ПОДХОД В АНАЛИЗЕ ОБЩЕНИЯ ЛЮДЕЙ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ - Яковлева Н.В., Малахова К.А.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Яковлева Наталья Валентиновна — кандидат психологических наук, доцент, декан факультета клинической психологии, Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова. E-mail: yakovleva.nata2@gmail.com

Малахова Ксения Андреевна – преподаватель кафедры общей и специальной психологии с курсом педагогики, Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова.  E-mail: ksyu.matyunina.96@mail.ru

 

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению социального взаимодействия людей с нарушением слуха. Рассмотрены подходы к определению психологических ресурсов личности;  варианты ресурсной компенсации коммуникативного дефекта; предложена схема затрат психологических ресурсов личности. Исследуя коммуникацию как акт социализации у людей, имеющих нарушения слуха, были выделены возможные способы и области задействования психологических ресурсов. Социальные взаимодействия предполагают обширную вариативность психологических ресурсов, которыми человек может воспользоваться для установления позитивной и успешной коммуникации, – это могут быть различные каналы передачи и восприятия информации, а также поведенческие, когнитивные, эмоциональные, личностные особенности и способности индивида. Коммуникация как основообразующий компонент социализации предполагает задействование разнообразных психологических ресурсов. Нарушение словесного общения разобщает людей с нарушением слуха от окружающих его говорящих людей и создаёт трудности в получении адаптивного социального опыта. У людей, имеющих нарушения слуха, общение выступает в виде специфичного коммуникативного акта, поскольку в нём одномоментно могут быть задействованы различные способы взаимодействия с оппонентом. Следовательно, задействованные психологические ресурсы преимущественно будут реализованы через восполнение дефицита, имеющегося в трёх  коммуникативных блоках, выделенных Г.М. Андреевой. 

Общение человека с нарушением слуха представляет собой сложную, многоуровневую систему, соответственно успешность такой коммуникации будет зависеть от активации внешних и внутренних ресурсов индивида для достижения поставленной цели. Таким образом, рассмотрение общения людей с нарушением слуха позволило проанализировать, какие психологические ресурсы могут быть актуализированы для того, чтобы снизить последствия сенсорной депривации.

Ключевые слова: нарушение слуха; психологические ресурсы личности; коммуникация; социализация


РОЛЬ ВЗРОСЛОГО В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И СПЕЦИФИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ - Трофимова Е.И.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Трофимова Елена Ивановна – аспирант, Московский информационно-технологический университет – Московский архитектурно-строительный институт; ГБОУ Школа №1434 «Раменки». E-mail: ei72tr72@mail.ru

 

Аннотация. Важная роль в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста отводится взаимодействию со взрослыми, поскольку ребенок овладевает речью путем подражания, повторяя то, что слышит от взрослых. В настоящее время одним из трендов в развитии стран становится процесс цифровой трансформации, затрагивающий все сферы жизнедеятельности общества. В эпоху цифровизации принципиальным образом меняется характер взаимодействия ребенка со взрослым, что не может не отражаться на его речевом и психическом развитии. Цель исследования – изучить специфику взаимодействия и роль взрослого в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста в эпоху цифровизации.

В эпоху цифровизации существенно изменяется содержание, средства, сущность самого процесса общения. Цифровые технологии, начиная с младшего дошкольного возраста, существенно трансформируют сознание, восприятие. Формируется особый тип мышления – клиповое мышление. Это отражается, в том числе, на речевом развитии ребенка: реальное общение заменяется виртуальным, утрачивается эмоциональный контакт. Дети все чаще воспринимают речь обрывочную, лишённую строгих грамматических очертаний и композиционной оформленности. Утрачивается и трансформируется значимость непосредственного общения и взаимодействия со взрослыми, в том числе, на уровне эмоционального контакта, индивидуального общения, познавательного общения, взаимодействия в ходе совместной деятельности. У детей существенно снижается не только уровень речевого развития, но и сама потребность в речевой коммуникации.

Ключевые слова: речь, речевая деятельность, речевое развитие, общение, коммуникация, младшие дошкольники, взаимодействие со взрослыми, цифровизация, цифровая трансформация


АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ (БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ) - Сусанина И.В., Пруцков А.В.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ: 

Сусанина Ирина Владимировна - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры клинической психологии, Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова. ORCID: 0000-0002-8123-1657. E-mail: isusanina2001@yahoo.com

Пруцков Александр Викторович - доктор технических наук, доцент, профессор кафедры вычислительной и прикладной математики, Рязанский государственный радиотехнический университет имени В. Ф. Уткина; доцент кафедры математики, физики и медицинской информатики, Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова; ведущий научный сотрудник Центра изучения проблем инклюзивного образования, Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина. ORCID: 0000-0002-4110-5269.  E-mail: mail@prutzkow.com

 

Аннотация. Изложены результаты библиометрического анализа публикаций в периодических изданиях из Научной электронной библиотеки, названия которых включают понятие «арт-терапия», за период с 2017 по 2021 гг. Для анализа и визуализации массива данных выбраны 348 статей, подавляющее количество которых (45,6% и 38,4%, соответственно) относилось к тематике «психология» и «народное образование и педагогика», 10% - к тематике «медицина». Для построения понятийных карт была использована программа VOSviewer, находящаяся в свободном доступе. В результате проведенного анализа выявлено единственное актуальное направление – «арт-терапия в реабилитации детей и подростков». Показано, что понятийная карта, созданная на основе анализа названий статей, опубликованных в журналах, включенных в перечень ВАК, базу данных Scopus (11,2%), а также их аннотаций, имеет отличия от понятийной карты всей выборки, а, именно, связаны с рассмотрением авторами проблемы эффективности арт-терапии, ее возможностей в развитии детей. Также немногочисленные статьи, опубликованные в журналах базы Scopus (2% от всей выборки), имеют отношение к медицинской тематике, организационной психологии и другим, отличным от психолого-педагогической направленности. Сделан вывод о том, что интерес исследователей к проблеме эффективности арт-терапии в развитии и реабилитации детей и подростков в качестве ведущей тенденции в периодических изданиях за 2017-2021 гг. вызван социальным запросом.

Ключевые слова: арт-терапия, актуальные направления арт-терапии, библиометрический анализ, понятийная карта


ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН - Таусинова О.К.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Таусинова Ольга Константиновна – аспирант, Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого. E-mail: tausinova_kgmu@list.ru

 

Аннотация. Актуальность представленной темы статьи заключается в том, что насилие в отношении женщин в настоящее время признано в качестве проблемы общественного здравоохранения. Это обусловлено тем, что насилие в отношении женщин является важным фактором риска для здоровья женщин, имеющим серьезные последствия для их физического и психического здоровья. Жестокое обращение, физическое, эмоциональное, словесное или сексуальное насилие может крайне негативно сказаться на качестве последующей жизни, а полученные травмы могут повлиять на отношение женщины к себе и отношение к другим. Более того, известно, что женщины, пережившие жестокое обращение или другие травмы, имеют более высокий риск развития психических расстройств, таких как депрессия, тревога или посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). В связи с этим, выявление предвестников насилия в отношении женщин приобретает особое значение для раннего вмешательства и эффективной профилактики.

Цель статьи состоит в выявлении причин, а также возможных последствий насилия в отношении женщин. Для написания статьи автор использует широкую совокупность методов научного исследования. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу о том, что проблема насилия над женщинами находится под негласным запретом, что оценивается с отрицательной точки зрения. Делается вывод о необходимости изменения указанной тенденции, так как она порождает весьма неблагоприятные психологические и социальные последствия для женщин в будущем. Формулируются направления совершенствования методических исследований в заявленной сфере.

Ключевые слова: насилие, женщина, травма, синдром, профилактика, психическое здоровье


ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ПЕРСОНАЛА ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ: СОСТАВЛЯЮЩИЕ И УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ - Киселева Р.Н.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Киселева Рената Николаевна – кандидат психологических наук, доцент, начальник кафедры психологии профессиональной деятельности в УИС, Академия ФСИН России. ORCID: 0000-0001-6594-8714. E-mail: renatakis@yandex.ru     

 

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению вопросов сохранения профессионального здоровья сотрудников уголовно-исполнительной системы. Подробно представлены этапы развития психологии здоровья и ее взаимосвязь с психологией труда, проанализированы составляющие профессионального здоровья, представлено описание особенностей профессионального здоровья сотрудников отечественной пенитенциарной системы и определяющих его факторов. Рассмотрены условия сохранения здоровья персонала пенитенциарной системы. Исследуя состояния человека, рождающиеся в процессе труда, ученые отмечают преобладающие утомление, тревожность, эмоциональный стресс. Неблагоприятные состояния, из года в год сопровождающие сотрудника, свидетельствуют о профессиональном неблагополучии и становятся факторами риска развития соматических заболеваний. В настоящее время профессиональное здоровье сотрудников выступает как ресурс организации и оказывает влияние на управленческие и организационные процессы.

Существует ряд профессий, которые относятся к опасным и особо опасным. Наше исследование выявило факторы, приводящие к ухудшению здоровья персонала пенитенциарной системы, и его проявления, характерные для сотрудников уголовно-исполнительной системы. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности, в том числе и сохранение профессионального здоровья, должно осуществляться в единой концепции на протяжении всех этапов службы. Сохранение профессионального здоровья персонала уголовно-исполнительной системы предполагает проведение комплекса мероприятий, направленных на снижение воздействия негативных факторов, гармонизацию внутреннего состояния и внешних условий профессиональной деятельности. Большое значение приобретает способность сотрудников к самосохранению. Психологическими факторами профессиональной сохранности являются профессиональная и служебная мотивация, морально-нравственная устойчивость, стрессоустойчивость, низкий уровень тревожности, адекватная самооценка, высокая обучаемость, ориентация на сотрудничество, коммуникативность, низкая конфликтность, применение здоровьесберегающих технологий.

Ключевые слова: профессиональное здоровье, психология труда, персонал, этапы профессионализации, пенитенциарная система, стресс, психологические факторы профессиональной сохранности


АННОТАЦИИ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 2021 ГОДА -

АННОТАЦИИ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 2021 ГОДА -

АННОТАЦИИ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 2021 ГОДА -

Аннотации выпускных квалификационных работ студентов факультета клинической психологии 2021 года -

АННОТАЦИИ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 2020 ГОДА -

АННОТАЦИИ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 2020 ГОДА -

Аннотации выпускных квалификационных работ студентов факультета клинической психологии 2020 года -

Аннотации выпускных квалификационных работ студентов факультета клинической психологии 2020 года -

АННОТАЦИИ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 2019 ГОДА -

Анализ понятия «образ будущего» в контексте психологии здоровья - Баранова А.В. Яковлева Н.В.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Баранова Александра Валерьевна – студентка 5 курса факультета клинической психологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9, e-mail: miss.tander@mail.ru

Яковлева Наталья Валентиновна – кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой общей и специальной психологии с курсом педагогики, декан факультета клинической психологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9, e-mail: yakovleva.nata2@gmail.com

Аннотация. В статье приводится анализ понятия «образ будущего» в контексте психологии здоровья. Обосновывается необходимость разработки данного понятия применительно к проблеме здоровьесбережения и приверженности лечению пациентов с остеохондрозом. Актуальность данной темы обусловлена характером течения заболевания, его широкой распространенностью в настоящем и высокой зависимостью от самостоятельной здоровьесберегающей деятельности личности. Высказывается предположение о том, что образ будущего как продукт самосознания личности может выполнять регулирующую функцию, будучи фактором, определяющим планирование и целеполагание здоровьесберегающей деятельности. Дальнейший анализ понятия подтверждает данное предположение, раскрывая роль образа в деятельности через уровни психического отражения. Образ будущего рассматривается как представление, продукт самосознания, «срезово» фиксирующий возможные последствия деятельности человека, отражающий целостное представление о достижениях и результатах потенциально возможных событий будущего, которые заключают в себе ожидания человека, связаны с его прошлым опытом и действиями в настоящем. Определяются границы термина «образ будущего» в сравнении с понятиями «жизненный путь», «временная перспектива», «будущая временная перспектива», «психологическое будущее». Обосновывается самостоятельность понятия «образ будущего», его отличительные черты, что обуславливает преимущество его изучения. Предполагается, что в условиях болезни у пациентов с остеохондрозом позвоночника происходит модификация образа будущего, что может оказывать влияние на его приверженность лечению. Проводится сравнение понятия «образ будущего» с «внутренней картиной здоровья» и «внутренней картиной болезни». Делается вывод о родстве данных понятий при наличии более широкого семантического поля понятия «образ будущего».

Ключевые слова: образ будущего, приверженность лечению, здоровьесберегающая деятельность, самосознание, остеохондроз.


Обучение за рубежом – нет ничего невозможного (академическая мобильность на факультете клинической психологии) - Гордова М.В.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Гордова Мария Викторовна – начальник международного отдела учебного управления Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9, e-mail: m.gordova@rzgmu.ru


О формировании профессиональной исследовательской компетенции будущих клинических психологов (итоги научно-практической конференции студентов факультета клинической психологии) - Апушкина А.Ю.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Апушкина Анастасия Юрьевна - преподаватель кафедры общей и специальной психологии с курсом педагогики  Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9, e-mail: apushkina-psi@mail.ru

 


АННОТАЦИИ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 2018 Г. -

ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ - Кемяшова П.Н., Фаустова А.Г. e-mail: polinnik15@yandex.ru

"Web-трибуна молодого ученого"

Информация об авторе:

Кемяшова Полина Николаевна - студентка 4 курса факультета клинической психологии Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова,ул. Высоковольтная, д. 9, 390026 г. Рязань, Российская Федерация.

Фаустова Анна Геннадьевна - преподаватель кафедры общей и специальной психологии с курсом педагогики Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова, ул. Высоковольтная, д. 9, 390026 г. Рязань, Российская Федерация.

Актуальность представленного обзора определяется тем, что негативные процессы, происходящие в социуме обуславливают неизбежный рост рисков виктимизации населения. Это важно, в частности, для студенческой молодежи, отличающейся наивысшей социальной активностью, а также интенсивно протекающим процессом развития интеллекта и личности в целом. Целью обзора явилось изучение и обобщение результатов современных исследований виктимного поведения студентов.

Анализ исследований последних лет показывает, что в настоящее время исследованию особенностей виктимности юношеской возрастной группы посвящено относительно небольшое количество исследований. Анализ психологической литературы показал, что личности в юношеском возрасте присущи социально-психологические особенности, детерминирующие склонность к виктимному поведению. В качестве одного из основных факторов, детерминирующих склонность к виктимному поведению, выделяют неадекватный уровень самооценки. Рассматриваются гендерные особенностей сексуальной виктимизации студенческой молодежи; выявлены значимые различия внутриличностных детерминант между гипервиктимными, средневиктимными и невиктимными юношами и девушками. Был сделан вывод о том, что в смысловой сфере гипервиктимных личностей самыми важными являются их смысложизненные ориентации.

Сделаны обобщающие выводы о том, что склонность к виктимному поведению определяются как объективными факторами внешних условий, так и внутренними личностными факторами; исследования виктимологических особенностей на современном этапе направлены на выявление возможных детерминант и факторов виктимного поведения, также в исследованиях выявляется значимость смысловой сферы личности, для лиц, склонных к виктимному поведению.

Также в статье кратко описано проведенное нами исследование, направленное на изучение смысложизненных ориентаций студентов, склонных к виктимному поведению. На основании полученных результатов были сделаны выводы о существовании достоверных различия в смысложизненных ориентациях у студентов с разным типом виктимного поведения, а также о том, что виктимное поведение может быть взаимосвязано, как с низкой, так и с высокой осмысленностью жизни.

Ключевые слова: виктимность, виктимное поведение, смысложизненные ориентации, студенты, юношеский возраст, юношество.


IV ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ СТУДЕНТОВ И МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ «ПСИХОЛОГИЯ И МЕДИЦИНА: ПУТИ ПОИСКА ОПТИМАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ» -

ОТЧЕТ ОБ УЧАСТИИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ВЛИЯНИЕ ВНЕШНЕГО ОБЛИКА В НАШЕМ ОБЩЕСТВЕ» 20.04.17 – 22.04.17 Г. ЛЮБЛЯНА, СЛОВЕНИЯ - Фаустова А.Г. e-mail: lakoniya@yandex.ru

Информация об авторе:

Фаустова Анна Геннадьевна - преподаватель кафедры общей психологии с курсом педагогики ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России, 390026, г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9.


АННОТАЦИИ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 2017 Г. -

УЧАСТИЕ ВО II МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ « АУТИЗМ. ВЫБОР МАРШРУТА» (6-8 ОКТЯБРЯ 2016Г. Г. ВОРОНЕЖ) - Кемяшова П.Н. e-mail: polinnik15@yandex.ru

Информация об авторах:

Кемяшова Полина Николаевна - студентка 3 курса факультета клинической психологии ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России.


ОТЧЕТ О КОНФЕРЕНЦИИ "ВНЕШНОСТЬ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ", 28-30 ИЮНЯ 2016 В ЛОНДОНЕ - Фаустова А.Г. e-mail: lakoniya@yandex.ru

Информация об авторе:

Фаустова Анна Геннадьевна - преподаватель кафедры общей психологии с курсом педагогики ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России.


INTERNATIONAL PSYCHOLOGICAL APPLICATIONS CONFERENCE AND TRENDS (INPACT) МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПРИКЛАДНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ В ПСИХОЛОГИИ 30 АПРЕЛЯ – 2 МАЯ 2016, ЛИССАБОН, ПОРТУГАЛИЯ - Фаустова А.Г. e-mail: lakoniya@yandex.ru

Информация об авторах:

Фаустова Анна Геннадьевна - преподаватель кафедры общей психологии с курсом педагогики ГБОУ ВПО РязГМУ Минздрава России.

Международная конференция по прикладным направлениям в психологии  International Psychological Applications Conference and Trends (InPACT) проходила с 30 апреля по 2 мая 2016 в г. Лиссабон, Португалия.



АННОТАЦИИ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ ОЧНО-ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ФАКУЛЬТЕТА КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 2015Г. -

АННОТАЦИИ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 2015Г. -

АННОТАЦИИ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ СЛУШАТЕЛЕЙ ЦИКЛОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ НА КАФЕДРЕ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ФДПО ГБОУ ВПО РЯЗГМУ МИНЗДРАВА РОССИИ 2015 Г. -

В феврале 2015 года на кафедре завершился цикл тематического усовершенствования "Педагогика и психология высшей школы". Цикл был проведен трижды с использованием интерактивных технологий и технологий дистанционного образования. Выпущено 67 человек, среди которых преподаватели Рязанского медицинского университета им. академика И.П. Павлова, Академии права и управления ФСИН России, Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина, Рязанского филиала Московского университета МВД РФ.Слушатели выполнили итоговую аттестационную работу и защитили ее на за-седании круглого стола.

Дискуссионными оказались вопросы подготовки молодых преподавателей для работы в высшей школе, взаимодействия преподавателей и студентов на разных этапах обучения, влияния кураторства на формирование целостной дружной группы. Преподаватели акцентировали внимание на том, что им и студентам нужна психологическая помощь или поддержка, и что они готовы этому содействовать. Велика роль культурно-массовых мероприятий и для студентов и для преподавателей. Весьма острой оказалась проблема первичного профессионального отбора в медицинский вуз. Большинство участников дискуссии пришли к мнению, что абитуриент должен иметь высокий уровень мотивации для последующей реализации себя в этой профессии.


ОБЗОР ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТА - Ларин Н. А. e-mail: psylarin@gmail.com

 


ОБЗОР АКТУАЛЬНЫХ МООС ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕМАТИКИ (весна - 2015) - Составитель: Маляров Н.А., e-mail: mnicolas40989@gmail.com

Предлагаем Вашему вниманию обзор МООС психолого-педагогической тематики, которые начинаются на ведущих академических платформах COURSERA и EDX в марте-мае 2015 года.

МООС (Massive Open Online Courses) - открытые онлайн-курсы - являются бесплатными. Чтобы получить к ним доступ, достаточно лишь иметь доступ в Интернет и владеть английским языком на должном уровне. Пока количество русскоязычных курсов является незначительным.

В основе большинства MOOC лежат видеолекции. Учебный материал может быть дополнен слайдами с необходимой информацией, инфографикой, тестами, творческими заданиями и обычными задачами и упражнениями. Кроме того, материал может сопровождаться ссылками на дополнительные источники, среди которых фильмы, статьи в журналах, связанные видеолекции и многое другое. Как правило, MOOC сопровождаются инструментами совместной работы – изучаемый материал можно обсудить с другими обучающимися, например, в чате.

Длительность MOOC различна, от 4-х недель и выше.

По завершении курса за дополнительную плату можно пройти аттестацию и получить документ о том, что курс был успешно освоен. Получение сертификата по окончании курса не является  обязательным условием доступа. Можно изучать материалы курсов бесплатно для собственного саморазвития.

По мнению аналитиков сферы образования, в ближайшем будущем вузы начнут принимать от студентов их результаты обучения на MOOC-платформах.


ОБЗОР ЭЛЕКТРОННЫХ СЕРВИСОВ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Сост.: Маляров Н.А., e-mail: mnicolas40989@gmail.com

Современные электронные сервисы являются неотъемлемым компонентом профессиональной деятельности преподавателя высшей школы XXI века. Так, создание понятной и красивой презентации в виде слайд-шоу или видеоролика сегодня является  необходимым этапом подготовки к лекции или любому другому обучающему мероприятию. Многочисленные электронные сервисы дают возможность преподавателям вузов обмениваться опытом с коллегами, думать по-новому, получать объективную оценку своих методических  материалов и профессиональной деятельности, их использование является мощным стимулом для творческого подхода к обучению, самосовершенствованию, повышению квалификации. 

Сегодня существует широкое разнообразие специальных инструментов и сервисов, облегчающих подготовку преподавателя к учебным занятиям. В настоящем обзоре представлены решения, которые помогут в подготовке учебных материалов и создании презентаций разного уровня сложности.

Вся информация обзора дана исключительно с ознакомительной целью и не носит рекламного характера.


ОБЗОР АКТУАЛЬНЫХ МООС ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕМАТИКИ (осень - 2014) - Составитель: Маляров Н.А. e-mail: mnicolas40989@gmail.com

Предлагаем Вашему вниманию обзор МООС психолого-педагогической тематики, которые начинаются на ведущих академических платформах COURSERA и EDX в сентябре-ноябре 2014 года.

МООС (Massive Open Online Courses) - открытые онлайн-курсы - являются бесплатными. Чтобы получить к ним доступ, достаточно лишь иметь доступ в Интернет и владеть английским языком на должном уровне. Пока количество русскоязычных курсов является незначительным.

В основе большинства MOOC лежат видеолекции. Учебный материал может быть дополнен слайдами с необходимой информацией, инфографикой, тестами, творческими заданиями и обычными задачами и упражнениями. Кроме того, материал может сопровождаться ссылками на дополнительные источники, среди которых фильмы, статьи в журналах, связанные видеолекции и многое другое. Как правило, MOOC сопровождаются инструментами совместной работы – изучаемый материал можно обсудить с другими обучающимися, например, в чате.

Длительность MOOC различна, от 5-и недель и выше.

По завершении курса за дополнительную плату можно пройти аттестацию и получить документ о том, что курс был успешно освоен. Получение сертификата по окончании курса не является  обязательным условием доступа. Можно изучать материалы курсов бесплатно для собственного саморазвития.

По мнению аналитиков сферы образования, в ближайшем будущем вузы начнут принимать от студентов их результаты обучения на MOOC-платформах.


ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ - Составитель: Маляров Н.А., e-mail: mnicolas40989@gmail.com

Информация о составителе:

МАЛЯРОВ Николай Александрович - специалист отдела инновационного развития Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова.


Быстроразвивающиеся высокие технологии все чаще приобретают популярность и входят в быт современного человека. В первую очередь, они призваны обеспечить более высокий уровень жизни человека во всех сферах жизнедеятельности. В данном обзоре представлена информация о новейших  технологиях в области здоровьесбережения.

Вся информация обзора дана исключительно с ознакомительной целью и не носит рекламного характера. 


ОБЗОР ЭЛЕКТРОННЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ ДЛЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ - Составитель: Маляров Н.А.

Информация о составителе:

МАЛЯРОВ Николай Александрович - специалист отдела инновационного развития Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова.


Понятие «здоровье» многозначно и характеризуется сложностью и разнообразием аспектов. В нем отражаются фундаментальные проблемы биологической, социальной, психической и духовной сферы жизни человека. В условиях развития современной научной мысли и информационных технологий полезно знать, что предлагается обычному пользователю для улучшения качества его жизни.

Обзор существующих на сегодняшний момент электронных приложений в сфере персональных здоровьесберегающих технологий, представленный Вашему вниманию, составлен на примере двух самых известных мировых платформ-гигантов – Android и iOS.

Задача обзора состояла в попытке охватить как можно более широкий круг предложений здоровьесберегающей тематики. Условно все приложения были классифицированы следующим образом:

- приложения типа «Калькулятор» - прикладные узконаправленные программы,

- приложения типа «Журнал-справочник» - информационно насыщенные программы,

- приложения типа «Тренер-контроль» - комплексные многофункциональные системы. 

Вся информация обзора дана исключительно с ознакомительной целью и не носит рекламного характера.


ОБЗОР ЗАРУБЕЖНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ ПО ПСИХОЛОГИИ - 2013 - Составитель: Маляров Н.А.

Информация о составителе:

МАЛЯРОВ Николай Александрович - специалист отдела инновационного развития Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова.


ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ПО ПСИХОЛОГИИ, МЕДИЦИНСКОЙ И КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ - Составитель: Маляров Н.А.

Информация о составителе:

МАЛЯРОВ Николай Александрович - специалист отдела инновационного развития Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова.


НОВЫЕ ИЗДАНИЯ ПО ПСИХОЛОГИИ - Составитель: Фролов А.И.

Информация о составителе:

ФРОЛОВ Анатолий Иванович - начальник Центра психологических исследований Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова.


Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова
www.rzgmu.ru
Адрес: 390026, Россия, Рязань,
ул. Высоковольтная, д. 9.


Новости

Все новости